Иеромонах Рафаил (Мишин): “Антиэкуменическое движение и «всеправославный собор»: итоги и перспективы.”
Надеюсь, что многие разумно и верно выскажутся, поздравят друг друга с победой над «всесобором», а мне бы хотелось обратить ваше внимание на очень значимую, на мой взгляд, деталь нашей борьбы против всеереси экуменизма.
За прошедшие три месяца, начиная с февраля сего года, когда борющиеся за чистоту Православия в Русской Православной Церкви подняли тревогу о еретических отступлениях в Православной Вере высшего церковного руководства, распространяющего свои экуменические заблуждения на всю Русскую Церковь, произошли события, неприятно удивившие и поразившие той легкостью, с которой сатане удалось разделить тех и без того малочисленных ревнителей, принявших твердое решение стоять в Истине.
Удивительно, как метко и точно ударил отец лжи в самое слабое место тех, на кого с надеждой и верой смотрел и все еще смотрит православный народ Божий. Ударил через людей, подвергшихся бесовскому помрачению, забывших, что и они могут заблуждаться в своих «частных богословских мнениях», и что непогрешимым в делах Церкви может считаться лишь Христос и Ее святоотеческое учение, облагодатствованное Духом Святым. Наше же немощное, духовно слабое и, подчас, незрелое участие в деле борьбы за чистоту Православной Веры выглядит крайне скромным в сравнении с такими столпами Веры, как святые отцы и учителя Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Православной. Найдутся ли среди нас подобные Прп. Максиму Исповеднику, Свт. Мартину папе Римскому и Григорию Паламе? Нам бы надо было объединиться вокруг Евангелия и православного святоотеческого наследия, смиренно и терпеливо вникая в очень непростые вопросы православной догматики и экклесиологии, поддержать друг друга в духе христианской любви и солидарности, снизойти к духовным и телесным немощам друг друга, укрепить, ободрить, прикрыть наготу брата, если уж она стала явной…
А нас разделили! Так ловко, дерзко, нарочито нагло заставив соучаствовать в грехе Хама. В грехе тех, кому дорога не Истина Христова, а собственные амбиции и иудины сребренники. Себялюбие, высокоумие, осуждение, соучастие в клевете и лжи на верных пастырей и мирян вызвали взаимную подозрительность и неприязнь. Сколько грязи, клеветы и намеренной лжи было вылито на священников и мирян Петербурга, Москвы и других городов России, которые искренне восстали против догматического и канонического произвола высшего руководства Русской Православной Церкви Московского Патриархата! Так называемая «Русская народная линия», ставшая оплотом «официальной линии партии» Московской Патриархии и немало потрудившаяся над тем, чтобы всячески дискриминировать саму идею борьбы с ересью экуменизма и опорочить тех, кто оказался слишком чутким к еретическим деяниям и лукавству высшего руководства РПЦ, с нескрываемой радостью и злорадством сообщала: «Не прошло и трех месяцев с начала зилотского брожения, вызванного решением Архиерейского Собора утвердить документы Всеправославного Собора и встречей Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском, как зилотствующие раскололись внутри себя. Как уже отмечала «Русская народная линия», среди наших зилотствующих явно обозначились как минимум три группы, которые не только действуют несогласованно, но и открыто нападают друг на друга, обвиняют друг друга в провокационной деятельности и т.д.»1. Нынешний шеф созданного и курируемого спецслужбами Отдела внешних церковных связей (в прошлом – сношений) поспешил представить т.н. «Официальное разъяснение ОВЦС о предстоящем Всеправославном Соборе», заявив, что «фарисеям, а не апостолам и не святителю Марку Ефесскому уподобляются те горе-”ревнители Православия”, которые сегодня смущают народ Божий лживыми рассказами о предательстве Православия».2 Наглость и ложь, с которыми было продемонстрировано это «разъяснение», вызвали оторопь даже у умеренных критиков еретического беззакония руководства МП.3 Между тем руководитель ОВЦС продолжал не стесняться в выражениях против людей, которые отказались быть безгласным скотом, приносимым в жертву антихристовым порядкам: «”Не чем иным, как фарисейством, нельзя назвать ту кампанию протестов, которая в последнее время была развязана против предстоятеля Русской православной церкви Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с его встречей с папой Римским Франциском 12 февраля в Гаване и подписанной ими совместной декларации”, – заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, выступая в среду в Московской духовной академии. Как уточнил иерарх, он имеет в виду, прежде всего, “заявления одного епископа, нескольких клириков и нескольких мирян, выступления участников двух непонятных сборищ, организованных в Санкт-Петербурге и в Москве, а также письма с протестами, поступающие в Московскую патриархию, Отдел внешних церковных связей и некоторые другие синодальные учреждения”… Иерарх призвал критиков “одуматься, покаяться и перестать соблазнять доверчивых и легковерных людей своими страшилками, не имеющими ничего общего с действительностью”»4.
Теперь же, когда патрон этого «иерарха» и подобные ему, ошеломленные недобрыми для них новостями из разных концов Православной вселенной, уже не могли более замалчивать ту бурю протеста против ереси экуменизма и связанной с ней подготовкой к т.н. «Всеправославному собору», они провели срочное заседание Священного Синода, на котором были озвучены однозначные позиции в отношении готовящихся к принятию на предстоящем «всесоборе» документов от лица Болгарской, Элладской, Грузинской, Сербской Православных Церквей, а также Священного Кинота Святой Горы Афон, претензии Антиохийского Патриархата, и были вынуждены констатировать, что «одновременно с этим в отношении проектов соборных документов вскоре после их публикации стали высказываться критические замечания со стороны епископата, духовенства и мирян Русской Церкви. В Московскую Патриархию, Отдел внешних церковных связей и другие синодальные учреждения во множестве поступали письма православных верующих с критикой соборных текстов и самого процесса подготовки Собора».5
Как же теперь, после всего произошедшего, смотреть на борьбу официальных защитников ереси экуменизма и гаванской унии с «горсткой» «горе-ревнителей» в среде Русской Православной Церкви? Как относиться к недавним словам представителя ОВЦС, заявившего, что он «не согласен с… оценкой масштабов этого так называемого протестного движения. По многим наблюдениям, соответствующие выступления имеют маргинальный характер и весьма ограниченный круг инициаторов. Об этом можно судить, например, по тому, что почти все письма, которые поступают сегодня в церковные инстанции и распространяются главным образом в интернете, написаны “под копирку”. Нет сомнений, что эти шаблоны составлены узкой группой, я бы сказал, заинтересованных лиц, которые распространяют их среди верующих, надеясь агрессивной популистской риторикой, провокационным пафосом негатива и осуждения сбить с толку людей, не сведущих в тонкостях богословской терминологии и ее использования в межконфессиональном контексте»6
Относиться ко всем этим постыдным явлениям в нашей многострадальной Русской Церкви надо твердо, по слову Спасителя: Не убойтеся убо их: ничтоже бо есть покровено, еже не открыется, и тайно, еже не увeдeно будет (Мф.10, 26)!
Но, продолжая стоять в Истине Веры Православной, нельзя подражать злочестию князей мира сего и современных «иудушек», поносящих и обливающих грязью тех, о спасении душ которых они призваны радеть! Нельзя уподобляться и тем, кто навязывает верующим свои крайне радикальные взгляды не по разуму, не в духе любви к грешнику и ненависти ко греху (и прежде всего в себе самом!), не в духе мирном, снисходя к немощам человеческим, а в духе своих собственных амбиций, гордости и высокоумия, действуя без духовного рассуждения и смиренного молитвенного вопрошания о верности избранного пути, без святоотеческой кротости и терпения, не ради Христа, а во имя свое. Будем же единомысленны и верны Христу, Церкви и нашему общему делу спасения души и стояния в Истине, поддерживая и оберегая друг друга, как верные братья и сестры перед лицом Отца нашего Небесного!
Ирм. Рафаил (Мишин). Республика Карелия, 6 июня 2016 г.
http://dsnmp.ru/ieromonah-rafail-mishin-antiekumenicheskoe-dvizhenie-i-vsepravoslavnyiy-sobor-itogi-i-perspektivyi/